Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Линия хамона

08:43 

Самураи. Art of War

Варря
23.06.2011 в 23:54
Пишет Армада:

сеппука в москве
свершилось!

обещанный фото-отчет с выставки Самураи. Art of War



Делай, что должен, и будь что будет.

ни одно самурая при написании отчета не пострадало




предупреждения:

я не японист ни разу, не знаток оружия, не историк, не обозреватель.

чтобы не было скучно, рискнула подсыпать в отчет интересных жареных фактов, почерпнутых из экскурсий, лекций и книжек Валерия Хорева «Японское оружие крупным планом» и «Японский меч. Десять веков совершенства». если вдруг что-то окажется клюквой - не обессудьте.
в целом, считайте все циничной сказкой.
где смогла - постаралась дать ссылки на каталоги выставки.

фото все-все мои. :shuffle: прошу прощения, что они смазаны и темноваты: во-первых, я - фиговый фотограф, во-вторых, у меня мыльница, в третьих, вся выставка проходит в полумгле, в черных-черных комнатах - стены обшиты черной материей, только красные огоньки пляшкт кругом, духи и грозные призраки пинаются, вырывают из рук фотики и сумки с документами, антураж, так сказать, создает настроение, но фотографировать мешает.


итак

начинается выставка с кассы большого зала, где демонстрируют довольно симпатичный 15-минутный ролик в три-дэ про надевание доспехов и битву 1600 года, после которой состоялась объединение Японии. звук у кино тоже ничего, особенно впечатляют визг стрел и вопли умирающих.

в этом же зале панорама боевки, поэтому я там довольно долго проторчала и ролик запомнила почти наизусть - про то, как боги воткнули в океан меч, и на этом месте появилась Япония.



начнем тоже с маленького экскурса в историю:

оказывается, самураи, вовсе не древние якудза суровые мужики в кимоно и двумя мечами за поясом. все это было, но потом, в эпоху Эдо.
изначально самурай (что, по сути, означает «верный слуга») - это воин на коне, в доспехах и, главное, с луком.
юмитори - лучники были элита, не всякого обучали верховой езде, и не всякому в руки давали лук.

поэтому на выставке два буденовца нихонских боевика восседают на конях, их видно на верхнем фото. лошадок (не этих двух пластмассовых, а настоящих) в Японию завезли корейцы.
стремена у самураев были любопытные - в виде лодочек, чтобы можно было на скаку вставать и палить из того самого лука.

лук - отдельная тема, от европейского или идеального монгольского он так далек, как тигр от бегемота - огромный, непропорциональный (короткий снизу, чтобы за круп кобылки не цеплялся), не дающий прицелиться, после выстрела вращающийся... попробуй тут, попади. да еще на полном скаку!
но попадали…
стрельба из лука является, практически, динамичной медитацией, слиянием лучника, лука, стрелы и цели в одно. сейчас тоже стреляют, называется это элитарное занятие кю-до.

у лучников-всадников было три стрелы в колчане, но за короткое время, пока конницы на полном скаку сходились в бою, они обычно успевали выпустить только по две. поэтому при каждом из них всегда оставалась третья стрела, которую они берегли. она была, наверное, тоже в какой-то мере воплощением души первых самураев.

на фото вверху видно много самурайских луков, но они все без тетивы, так как бамбуковые и старые, стоит их начать натягивать - сразу сломаются. древность же! по словам организаторов, вообще все на выставке: доспехи, оружие и мечи, - самое-самое подлинное, настоящее, боевое и древнее.



организаторы выставки - умницы: живописно расставленная группа в полосатых купальниках в доспехах, размахивающая оружием, впечатляет, вдохновляет и дает куда больше эмоций, визуализации и пищи для ума, чем чинно расставленные по стеночкам пыльные манекены.



огромные золотые «перья» за спиной чувака на верхнем фото - не оружие и не опахало, а отличительный знак ординарца, который несет приказ командующего в войска.
на кирасирах доспехов сзади есть такие крючки и скобы, за которые цеплялись подобные штандарты, флаги и прочие знаки различия. дело в том, что иначе невозможно было отличить своего - командных маек на всех не хватало каждый доспех изготавливался на заказ, эксклюзивно, на нем был только герб соответствующего клана, в пылу сражения не будешь же его разглядывать и вспоминать — этот клан в этот раз за «белых» или за «красных».



на заднем плане на верхнем фото самурая подрезали в подмышку копьем - яри. на самом деле, у доспехов полно уязвимых мест, включая, как раз, подмышки, шею или пах под юбкой. ведь доспехи предназначались для зашиты от стрел, ибо 90% потерь на поле боя было именно от них. в рукопашную же легко можно было схлопотать мечом и от мощного яри трудно увернуться.
но, честно говоря, мне больше нравится другое оружие на длинном древке - алебарда нагината.



у товарища вверху в руках как раз она - коса смерти самый настоящий меч нагината, жутко опасная штука, вот и тут уже почти обрубили беззащитную ступню (воевали, кстати в чаще в сандалиях типа лапти).
нагината стала популярной у самураев после нашествия монголов хана Хубилая.

до монголов-захватчиков японцы воевали мечами как настоящие пацаны: один на один.
выстроятся войска друг против друга в поле, каждый вызовет или выберет себе противника под стать, и давай вдвоем выяснять, чья правда сильнее, другим парам не мешая. причем, вполне могли друг друга при этом убить. (кстати, занимались войнушкой строго после сбора урожая, чтобы поля не потоптать, потому что кушать всем хочется)
воевали они так чинно, потому что воевали японец с японцем, брат с братом, друг с другом, все свои кругом, поэтому все было честно и по строгим понятиям.

монголы же, дикий народ, никаких таких «понятий» не знали, поэтому вместо дуэли сначала закидывали стрелами, а потом наваливались гурьбой сто на одного.
пообщавшись так с ними в полях и болотах, самураи тоже перешли к другим методам. в том числе, появились нагинаты. с их помощью легко отбиваться от толпы «понаехавших» и просто прохожих, попросивших закурить, держа их на безопасном расстоянии, по ходу дела подрезая и протыкая.

про монголов еще деталь - все их корабли у берегов Японии дважды (!) уничтожил тайфун, который с тех пор зовут «священный ветер», то есть тот самый камикадзе!



каждая дочь самурая (а дочери у них были - ого-го!) обязательно с детства проходила обучение, как вертеть нагинатой, после чего легко могла отстоять и жилище, и свою непорочную честь, и бабушкино кимоно, пока подоспеют мужчины из пивнушки.
нагинату жених мог дарить невесте на свадьбу. учитесь, девчонки! не шубку норковую просите, а смертоносную косу, и если что не так, то секир башка или что-нибудь другое ценное!

кстати, вполне можно представить, что под доспехами самурая с нагинатой не чей-то сын, а чья-то дочь, женщины-воительницы носили точно такие же доспехи





надо сказать, что доспехи были дорогим удовольствием, поэтому те из них, которые на выставке, принадлежали не простым смертным, а офицерам и командующим.



мне самой этот портрет, что выше, очень нравится, как живой самурай получился
живой-то живой, но не хотела бы я такого на улице встретить

доспехи на таких красавцев надевали, как правило, слуги или женушка. но это не обязательно, например, при наличии дерева или пенька, на который можно повесить / поставить кирасу, чтобы «нырнуть» в нее, то можно было справиться и одному.

на выставке есть интересное шоу - Одевание доспехов, длится час - полтора: хрупкую девушку последовательно одевают в настоящий доспех, комментируя, объясняя, отвечая на вопросы, рассказывая и про доспехи, и про самураев, и про мечи и про все, про что спросите.
почему на девушку? потому что на современных мужчин доспехи не налезают - японцы и сейчас люди не крупные, а в те времена были еще мельче - но ростом, а не духом!!! что подтвердают фото ниже.









из первого зала переход по импровизированному «мостику» в маленький зал гравюр, где крутят ролик с оживлением трех из них.
гравюры висят и во всех других залах, вот такая, например, в «зале дайме», повествующая о том, что самураи были конкретными ребятами и в качестве доказательств победы брали с собой голову врага:



хотя я очень люблю японскую живопись, но не стала гравюры фотографировать, потому что такую красоту лучше вживую либо в альбомах рассматривать. поэтому в отчете гравюр нет. если интересно, часть их тут и тут в каталогах.

после зала гравюр идет «храм мечей», потом «зал дайме», где доспехи.
мечи оставлю на сладкое, а начну с доспехов, потому что помимо тех из них, которые заняты в сцене боя на фото выше, в первом зале есть еще три.
вот самый главный:



на фото вверху сторож выставки дед Тимофей Никанорыч в расписных валенках и парадном тулупчике Золотой доспех клана объединителя Японии - Токугава. с начала 17 века клан этот правил 200 лет, и название тому правлению Эдо.



на выставке он изображает, соответственно, главнокомандующего, который сидел себе в ставке и махал веером: если той стороной, где нарисовано солнышко — это значит «наступать», где нарисована луна - значит «отступать». если сложил веер, почесал им подбородок, это значит - «а ну тихо, Токугай думать будет»!
мухогонялка в руках - это из буддизма, все они типа «монахи».
дальше - боевая раковина, в которую трубили, подавая всяческие сигналы, вот такое реальное фентези



на голове Токугавы по статусу не абы кто, а целый дракон!



на шлемах чего только не было. но чаще всего - рога, хотя жены, заскучавшие без ускакавшего в командировку поход муженька, тут совсем не при чем. просто сначала на шлемах лепили устрашающего рогатого демона, но с годами от того демона остались только рожки да ножки.

усы на маске под шлемом - это тоже не просто так.
защитные маски на лице были очень разнообразные. устрашающие, пугающие, демонические.
но были и так называемые «спокойное достоинство человека высокого звания», на которого неприятель только взглянул бы и сам тут же успокоился, устыдился, извинился и сделал сеппуку свалил.
были маски стариков. такие часто выбирали воины помоложе, чтобы противник принял их за пенсионеров-ветеранов и уступил место опытных и не стал бы лишний раз связываться.
и, наоборот, бывалые самураи надевали маски прекрасных юношей или даже девушек, чтобы глупый противник не подозревал, что под сладким личиком невинного румяного вьюноши скрывается прожженный и опытный небритый мачо, укладывающий с одного удара!

еще интересный факт - изнутри маски покрывали красным лаком, чтобы он давал алые блики на лицо и скрывал тем самым недостойную бледность.

*недостойно побледнела* мне одной следующий доспех напоминает Хищника?



это доспехи Ода Нобунаги, основоположника объединения Японии, стоят они уже в «зале дайме»



у него как раз маска «спокойное достоинство человека высокого звания», которая, по преданию, была сделана по специальному заказу самого Ода Нобунага, пожелавшего, чтобы она имела сходство с чертами его лица.
кончил этот «достойный человек высокого звания» плохо, но красиво - загнанный своим же военачальником, которого неоднократно незаслуженно обижал, вынужден был совершить сеппуку в горящем монастыре.



бантик, который на фото верху, меня совершенно укаваил.
на самом деле, этот пояс - чрезвычайно важная деталь. представляет собой длинный мешочек из ткани, плотно набитый травой. его повязывали на бедра, и именно он поддерживал кирасу, чтоб не висла на плечах, иначе попробуй таскать такую тяжесть несколько часов, да еще в бою, ведь весь доспех весит до 30 килограмм.



доспехи очень пластичные, кроме кирасы все слоистое (хотя иногда и кираса была как слоистый жилет) - металл на кольчужке и/или шелковых шнурах. шнуры часто плели по-особенному - через три повторяли четвертый цвет.



шлем - кабуто здесь с нашлемником по форме мокко - цветок дыни, гербом семьи Ода, на отворотах бляшки с зарослями хризантем, на самом шлеме - тоже дракон, но плоский в отличие от предыдущего у Токугавы.

когда самураи кидались в рукопашную, иногда шлемы бросали, чтоб не мешали, и на врага мчались в том самом хитай-ате с протектором на лбу. *нарутофаг в душе ликует*
но мне, например, было бы жаль бросать такую каску, как у следующего:



и, знаете, почему я не стала бы ее бросать? потому что она покрыта лакированной кожей с росписью и нижним рядом, отороченным мехом, а изнутри позолочена! * бежит за самураями, подбирая шлемы и пряча их в мешок*
итак, на этих фото *лезет в шпаргалку* доспех … *прокашливается и читает целиком* доспех тосэй гусоку (конец XVII – начало XVIII века) с кирасой из пяти частей го-май юкиносита со львом сиси... хмм... «сиси»? так вот вы какие - «сиси»!



этот «сиси» сделан из серебра.



*читает шпаргалку дальше * защитная юбка кусадзури (вот и обвиняй после такого пацанов в юбках в отсутствии мужества) украшена крадущимися драконами цвета «красный вермиллион» - смотрим ниже и запоминаем, как выглядит «красный вермиллион».



любили они драконов, ох, любили.
далее доспехи клана Хатисука со свастикой - знаком солнца в гербе



их изготовили в 17 веке, но нагрудные пластины сделаны в подражание большим доспехам периода Хэйан (794-1185гг.). пластины на наручах сделаны же как листья бамбука, а пластины набедренника уложены наподобие черепицы на крыше. получились отличные доспехи с точки зрения сохранения и физического, и душевного здоровья владельца: с практичной прочностью сочетают уважение к предкам, гармонию с природой и уют родного дома.



дальше доспехи клана Асаи, чем Асаи знамениты - я без понятия, но в прическах толк знали
шлем с султаном мино («соломенный плащ») из хвоста лошадки и переднего нашлемника в виде розетки хризантемы, в сердцевине которой цветок сакуры, на его отворотах герб клана Асаи из трех ячеек панциря черепахи (а не Гая ли это клан?!).



следующие доспехи - доспехи клана Минамото, родственников императора, поэтому и такая широкая жизнерадостная улыбка, но особенно впечатляют, конечно, рога...
роды Минамото (Гэндзи или Гэнкэ) пошли от детей императоров, которым не повезло стать самими императорами, и через определенное поколение их потомкам пришлось переходить в простых князей подданных, печаль, печаль...



ниже доспехи мастера Метин Мунэкацу.
в самурайских шлемах по центру макушки оставляли отверстие чтобы лишний пар выпускать - т.н. отверстие тэхэн (небесная сторона), чтобы через него в самурая мог снизойти дух бога войны. в шлеме этого доспеха отверстие особенно широкое было, чтоб дух не промахнулся.
Маска здесь, как у Ода, - «спокойное достоинство человека высокого звания», и снизу кажется, что достойный человек чихать на нас всех собрался.



и снова дракон! этот на кирасире из железяки, ковка.



«пирсинг сосков» на фото верху видите, кстати? это почти у всех, но внятного объяснения такому изящному садомазу никто не дает, выдвигают только разные версии: чтобы привязывать шнуры наплечников доспехов, чтобы тряпочку носить - лоб вытирать, чтобы ту мухогонялку вдевать, чтоб не потерять, и прочее малоубедительное...
загадка!

напоследок еще два комплекта из первого зала.
тот, что ракушкой во лбу - доспехи в технике Мокумэ Ганэ («деревянный глаз»), когда сложенные «гармошкой» слои металла приобретают структуру, похожую на структуру дерева. такая кираса защищала и от пуль. да, да, у японцев были арбалеты. вот только стрелять на расстоянии и из укрытия считалось такое западло, что если стрелка ловили, то долго резали его на шнурки для шлемов. не прижился огнестрел, короче



птичка с шлема улетела



про доспехи можно еще много чего рассказать, но лучше займемся моими любимыми мечами, поэтому из «зала дайме» возвращаемся в «храм мечей».

про мечи дальше будет много-много букв, крепитесь

считается, что мечи пришли в Японию из Кореи и Китая, что золотым веком нихон-то - японского меча считают ранние эпохи (и по части создания, и по части возникновения школ фехтования), что самым боевым временем для него был период войн и смут Муромати.
но воплощением души и духа самурая, священным фетишом меч стал только когда наступило мирное Эдо.
то, что к ним совершенно по особенному относились, имхо, наложило отпечаток - мне показалось, например, что на самом деле у каждого клинка на выставке есть свой характер и норов.
но не буду грузить философией и мистикой, просто их покажу.

ценность представляет именно сам клинок и им принято любоваться самим по себе.
поэтому большинство мечей на выставке представлены как полагается - голыми, отдельно от оправы: цубы (гарды), рукояти, ножен и прочей оснастки, которую они могли неоднократно поменять за свою долгую жизнь.

поскольку здесь собрались в основном нарутофаги, начнем любование с танто клана Хатаке Какаши



по-хорошему, танто - не меч, а боевой нож, что, однако, ничуть не умоляет его ценности и опасности. при умении с ним обращаться, с танто можно противостоять и большому мечу, особенно с таким уверенным в себе клинком, как этот.



большинство клинков демонстрируют на магнитах, из-за чего создается иллюзия, что они невесомо парят, подобно молниями, пронзающим время и пространство… *унеслась в поэтические дали*



на фото внизу оснастка танто: овальная цуба - гарда меча (хотя ножи иногда бывают совсем без цуб), сеппа - шайбы, крепящие цубу на клинке, классическая рукоять и лакированные ножны.
цубам и сеппам на выставке посвящен целый отдельный зал.



для фанатов шиноби - про синоби-кены
у ниндзя никаких таких особых мечей не было, потому что главная задача воинов тени - не выделяться, смешиваться с толпой, и меч у них должен быть при себе, соответственно, тоже ничем не выделяющийся, самый обыкновенный.
единственное, что цуба могла быть побольше, чтобы можно было меч к стене прислонить и цубу как ступеньку использовать, перелезая за огурчиками в огород через ограду. плюс клинок мог быть короче ножен, чтобы прятать в ножнах отравленные иглы, шпаргалки депеши и прочий нехитрый скарб лазутчика и наемного убийцы.
другое дело, что они еще использовали тайные клинки, прямые и тонкие, спрятанные в трости, например. но мечей ниндзя на выставке никаких нет, как нет и сюрикенов, и кунаев, и свитков с техникой теневого клонирования.

следующий меч катана (Мастер Тайра, Школа Бунго такада, XVI в.) меня зацепил.
клинок много пожил, пережил и был, видимо, любим хозяевами, потому что его раза три обрезали (ниже объясню, как и зачем). он явно посмеялся надо мной - мистическим образом не получилось ни одной его нормальной фотографии, кроме этих двух: ослепительной и некрасиво обрезанной...





цуба у него квадратная.



длинная рукоять меча на обхват в две-три ладони - отличительная особенность японских мечей, как и двуручная техника фехтования - фирменная техника кен-дзюцу.

оплетка рукояти шнуром - тоже фирменный знак японских мечей, в книжке пишут, что в мире больше ни у кого такого нет. рукоять зафиксирована и вспотевшая рука не скользит, а плетут свое макраме так хитроумно, что даже если в бою перерубят несколько узлов, оплетка удержится.

пупырчатое под шнуром - кожа ската (иногда бывает акулы), тоже самая-самая традиционная «упаковка» для рукояти

маленькая фигурка под шнуром - декоративная бляшка мэнуки, такая же с другой стороны. они для красоты, и чтоб меч крепче фиксировался в руках. мне они очень нравятся - этакая изящная фишка, да еще припрятанная.
на конце этой рукояти им в тон еще один славный дракончик.

крошечный беленький штырек - мэкуги, бамбуковая поперечная шпилька для закрепления рукояти на клинке





вот, посмотрите, какой сдержанный красавец.



изогнутая форма у японских мечей обусловлена тем, что ими не рубили, а резали и прокалывали
они не «играют» - не вибрируют, если по ним ударить, и это очень хорошо, так как способствует четкости и целенаправленности силы удара.
зато они поют зловещим впечатляющим свистом, если на лезвии есть ложбинка - дол (как у того, который вверху на фото), ее делали, чтоб клинок был жестче и легче. вжик-вжик-вжик, уноси готовенького!

по выходным экскурсоводом и лектором на выставке выступает ее куратор Аистов Юрий, интересный дядька с интересной судьбой и с катаной за поясом. она (пусть и новодел) как раз из «поющих», он нам дал ее послушать порубив обнаруженных безбилетников в капусту
проверяли клинки, кстати, как раз на преступниках, сначала на живых, потом когда живые стали отказываться на мертвых. иногда, правда, проверяли и на подвернувшихся бомжах и на простомимопроходилах.



немного загружу сведениями о создании японских мечей.
перед тем, как приступить к изготовлению меча, мастер молился, постился и слушал радио Радонеж медитировал. в мастерской всегда был организован уголок для духов.
меч ковали несколько раз, закаливали, а потом долго-долго-долго тщательно полировали, пока он не превращался в бритву, становясь самым гуманным оружием - рассеченный им человек умирал прежде, чем успевал почувствовать боль.
сейчас настоящие мастера делают каждый не больше 5 мечей в год, больше им запрещено.



на фото вверху виден (относительно) хамон. сейчас попытаюсь объяснить, что это.
видите плавную белую волну закалки вдоль лезвия, где получается сверху светлая режущая часть, снизу темная пластичная зона? грубо говоря, характер, образ и особые блики той волны и есть хамон, хотя нормально его рассмотреть можно только особым образом, под особым освещением, повернув особым углом клинок к источнику света…
проявляется он только после сильного колдунства при соблюдении технологии дамаска клинка и после особой полировки (от типа полировки часто зависит его форма).
хамон является эталоном нихон-то и их фирменным знаком, если его на клинке нет, или он не заходит на острие, то клинок не является традиционным несите его со спокойной душой в металлолом



имхо, японские клинки полностью соответствуют японским же понятиям ваби - мудрой сдержанной простоты, саби - прикосновения времени, сибуй - «то, что человек с хорошим вкусом назовет красивым»
зеркальная гладь горного озера
только посмотрите, какая красота…




красоту такую просто так хватать нельзя, потому что, во-первых, они под сигнализацией можно легко остаться без пальцев - клинок представляет собой, по сути, полуметровую бритву. во-вторых, металл лезвия очень нежен и нетерпим даже к чистым рукам. в-третьих, это фу как невежливо! поэтому соблюдается определенный, строго регламентированный этикет осмотра меча (в целом - различных правил этикета меча и человека с мечом великое множество и все не просто так), а к клинку прикасаются только через специальную тряпочку.



такие деревянные ножны, как у этого клинка на верхнем фото, предназначены для транспортировки и длительного хранения.
устье ножен по японски называется забавно и точно - «рот карпа» (кои-гути)



хранят мечи, периодически полируя (раз в неделю обычно), потому что японский климат влажный.
чтоб было понятно, какие самураи были фанаты, скажу, что при полировке своих мечей некоторые держали во рту лист бумаги, чтобы лишний раз не осквернить лезвие дыханием.
помимо влаги мечи еще портили кровь и прочие органические субстанции. сейчас тоже прежде чем меч в ножны убрать, его всегда (!) «стряхивают от крови», даже если окружающие успели с воплем разбежаться стряхивать-то нечего, это нерушимое правило того самого этикета обращения с мечом.



вверху накаго - хвостовик катаны (XVI в. Мастер Фуюхиро, провинция Вакаса) с клеймом мастера. обычно там пишут так: «сделано из», далее - из какого железа сделано, потом место, дата, имя, а в конце - «создал, выковал это».
на фото вверху еще одна любопытная деталь - справа видна белая хабаки (муфта между лезвием и хвостовиком, фиксирующая клинок в ножнах) и на ней красивые насечки, словно косой дождик. дизайн этих насечек бывает разным: «осенний дождь», «проливной дождь с ветром» (почувствуйте разницу), «следы метлы» и, наконец, неко-гаки - «кошачьи царапины»! *мурчит*
еще про названия, уже хвостовиков - одна их форма называется фурисодэ-гата, потому что она похожа на длинный рукав этих кимоно юных девушек. фактически, самурай держится за рукав юной девушки… рррромантика…

хвостовики реставрируют очень бережно, часто они остаются проржавевшие, зато хранят все насечки, клейма и прочие знаки создателей.



дырки на хвостовиках предназначены для мэкуги - шпильки, закрепляющей рукоять, их не сверлили, а прошивали / пробивали, чтобы клинок не портить.
вот тут, наконец, расскажу про обрезание мечей
периодически законом ограничивалась длина меча чтоб ни у кого не было больше, чему у сегуна. если ловили с мечом, больше положенного, то этим же мечом и того…
но если меч родной, дорогой, притершийся к хозяину, душа его, проверенный, замечательный, да еще и фамильный, то невозможно же его в кладовку прятать! тогда его брали и обрезали, естественно, с хвостовика, чтоб подогнать под новый размер. после чего пробивали и новые дырки для новой рукояти. а через пару лет - новый указ, снова укорачивающий допустимый размер, и все повторяется снова. вот такими нехитрыми способами длинные полевые мечи медленно превращались постепенно в катану, а то и в вакидзаси.

поэтому, чем больше дырок у меча на хвостовике, тем чаще его так калечили, зато при себе оставляли (хотя, в принципе, на ценность меча обрезание не влияет, ибо сам клинок оставался неприкосновенен).
в моем любимчике было аж четыре (!) дырки, в каталоге их видно на фото, то есть обрезали раза три, но лишь бы не расставаться с ним. как я их понимаю...
однако, почитав книги, у меня возникло подозрение, что на самом деле могло быть с самого начала две дырки - в рукояти больших мечей иногда было два клинышка…



дальше пара мечей дай-сё («большой-малый»): катана и вакидзаси, как правило, с одинаковым снаряжением, появившиеся из разделившегося на них древнего меча утигатана.
верхний основной и главный - катана (период Эдо, с особым рисунком хамона), совершенно не хотел общаться и фотографироваться. он сердитый, даже злой, вибрирующий, своенравный, гордый.
его спутник - вакидзаси (мастера Канэмицу, XVI в.) был куда как спокойней и приятней в общении.
недаром вакидзаси разрешали носить и несамураям, а катаны - нет, под страхом смертной казни



вакидзаси пусть и «вспомогательный» меч, зато был «последней линией обороны».
например, когда основной меч надо было сдавать при входе в гардероб администрации сегуна, хотя администрация за сданные ценности не отвечает, вакидзаси никто не смел отбирать, его еще называли «хранитель чести».
это было последнее оружие самурая, когда, например, его любимый младший братишка, к которому он по родственному зашел чайку попить, внезапно доставал свой вакидзаси со словами: «ты мне сахару не доложил! значит ты меня не уважаешь?! прирежу тебя и стану первый папин наследник». и хорошо, если еще со словами, а то мог и молча по горлу полоснуть.

поэтому и носили мечи на поясе, фиксированными шнуром, лезвием вверх, чтобы в любой момент были под рукой.
за спиной, как Гекко делал, меч не носили (разве что когда через стену перелезали, или в походе могли так таскать длинный меч, типа тати (есть, например, меч длинной 2.25 м)).
если рукоятка за правым плечом, длины руки элементарно может не хватить, чтоб меч вытащить. но даже если рукоять и слева, даже если и сможешь дотянуться, то пока будешь меч доставать, да еще в помещении маленькой чайной, тебя, раскрывшегося, как упавший на спину жук, любимый брательник раз двенадцать небольно зарежет тринадцатый раз ему будет просто лень .

есть такая техника - йай-до, когда молниеносное выхватывание меча из ножен заканчивается сразу, без замаха, единственным и смертельным ударом, мгновенно.
в период Эдо поединок часто завершался в одну такую секунду.



ведь откуда у самураев все эти «постоянно думай о смерти», любование жизнью, «делай, что должен, и будь, что будет», здравый смысл и му-дзюсин-кен - «меч непребывающего разума» в состоянии пустоты, и прочее бусидо? отчего самураи с одной стороны - сдержанные фаталисты, а с другой - четкие воины? потому что у них велосипедов не было потому что вокруг, на расстоянии вытянутой руки и длины меча (катаны - в среднем 1 метр), такие же четкие фаталисты. которые родились с оружием, росли с оружием, живут с оружием и умирать тоже собираются красиво и с ним, родным. правда, предпочитая отправить вперед тебя перерождаться.

у меня был соблазн напичкать отчет нихонскими цитатами о мечах, благо их целый океан, но поскольку их как раз целый океан, невозможно выбрать, какими пичкать!
ограничусь одной:
Никогда не говори никому в лицо, что у тебя острый меч. Когда я был молод, кто-то услышал, как один человек похвалялся своим мечом, говоря, что он рубит великолепно, и сказал: «О Небо, вы ведете себя так грубо, как будто рядом с вами никого нет. Неужели вы думаете, что кто-то будет носить меч, который рубит плохо? А ну-ка, убедитесь сами, рубит мой меч или нет!» С этими словами он вытащил свой меч. Только потому, что его удержал спутник, ничего не произошло. Таковы были люди в старину. Араи Хакусэки



а это совершенно особенный и редкий гость
настоящий затаившийся дракон.



Меч ко-вакидзаси работы мастера Мурамаса. XVI в.
Мурамаса - это не один мастер, а целая династия кузнецов. Доподлинно неизвестно, сколько было мастеров Мурамаса - три или четыре, но исторический факт, что их мечи отличались невероятной остротой и такими качествами, что обладать ими считали за честь выдающиеся самураи. Считается, что Мурамаса умели заковывать в свои клинки духов и заклинания.
Мечи Мурамаса подвергались гонениям, и это единственный случай за всю историю холодного оружия. Дело в том, что клинки Мурамаса - и это документально подтверждено - приносили несчастья членам семьи Иэясу Токугава, объединителя раздробленной феодальной Японии. Его дед погиб от такого клинка, отец получил серьёзное ранение, сам Токугава был ранен в детстве мечом Мурамаса; когда его сын был приговорен к совершению сэппуку, то секундант отрубил ему голову клинком одного из этих мастеров.... В итоге Токугава решил уничтожить все клинки Мурамаса, принадлежавшие его семье. Примеру Токугава последовали и многие даймё и выдающиеся самураи того времени.
Более того, в течение ста лет после смерти Иэясу Токугава, ношение таких мечей сурово каралось - вплоть до смертной казни. Но так как мечи были совершенными по своим боевым характеристикам, многие самураи пытались сохранить их: прятали, перековывали подпись мастера, чтобы можно было сделать вид, что это меч другого кузнеца... В итоге, по некоторым подсчетам до наших дней дошло всего порядка 40 мечей Мурамаса (что очень мало). Из них только четыре находятся в музейных коллекциях, остальные - у частных коллекционеров.






про сеппуку, раз уж в тексте про меч Мурамаса о ней упомянули.
если про этику, то я самураев вполне понимаю - с их отношением к жизни, как пути, и верой в постоянное перерождение души получается вполне себе правильный конец.
но, оставив в стороне этические моменты, перейдем сразу к практике! *достает катану* такими мечами, как на выставке, не резались, для этого был специальный нож. меч мог пригодиться только кайсяку - другу или родственнику, приглашенному голову отсечь самураю после того, как тот себе живот вскроет.
однако, в сложных полевых условиях, когда кругом враги и ни ритуального ножа, ни товарища с мечом, приходилось резать животы и катанами, и другими мечами. предварительно обматывали лезвие меча, чтобы пальцы и кисть себе не отрезать, на расстояние сантиметров десять от кончика лезвия, под размер лезвия того ножа, чтобы позвоночник не задеть, а красиво и правильно зарезаться, не уронив чести.



этот красивый меч с гравировкой драконом стоит в самом углу в зале цуб, без таблички. посмотрела его по каталогу, оказалось вакидзаси (Мастер Оми но Ками Тадаёси. XVIII в.).
гравировку истинные ценители не уважают, ибо боевой клинок прекрасен сам по себе, все остальное его только портит.
гравировать можно подношения в храм, по их мнению.
мечи - подношение в храмы, в отличие от боевых, лежат лезвием вниз.
на выставке есть один такой, очень красивый: на одной стороне клинка выгравировано стихотворение на древнем японском, на другой - ветка сакуры, как настоящая.
к сожалению, ни одного его приличного фото не получилось, видимо, боги не позволили
чтобы их умилостивить, запощу тогда это фото, с Буддой и барабаном из «храма мечей»



все, почти все о мечах, потерпите еще немного
напоследок эти фото (уже из зала цубы), на которых в ножнах больших ножей видны ко-гатана (еще называется козука) - самый маленький самурайский ножик



он прототип перочинного, им можно было «колбаски порезать» в походе или спутавшиеся шнуры доспехов, побриться…



прятался он в ножнах мечей с внутренней стороны, ближе к телу. (в ножнах кроме еще часто была одна или две шпильки когай для всяких хозяйственных надобностей, например, суши ими поесть или в глаз воткнуть нерадивому повару)



теперь точно - все о мечах. хотела больше написать про их философию, но передумала, слишком тема огромна.

короче, вместе с самураями я влюбилась в эти полоски железа.



продолжение отчета в комментариях



URL записи

@темы: гравюры, кендо, нихон-то, фото, япония

URL
Комментарии
2011-06-25 в 08:44 

Варря
Пишет Армада:
23.06.2011 в 23:54


следующий предпоследний зал посвящен цубам и сеппам (шайбы на рукояти под и над цубой для прочности)
они стали отдельным произведением оружейного и ювелирного искусства, стали существовать самостоятельно и «гуляли» с клинка на клинок.

так как удары «на гарду» в японском фехтовании не приняты, то в основном цуба нужна, чтобы рука владельца меча с рукояти на лезвие не соскользнула.
к слову - клинки тоже не выносят встречаться друг с другом лезвием с лезвием (забудьте про эффектные киношные искры), могут крошиться, поэтому удар принято встречать спинкой клинка.

кстати, если неосторожно щелкнуть/брякнуть цубой о ножны в присутствии другого самурая, то можно сразу схлопотать от него мечом в почку, потому что вежливые и мирные люди так не делают, и, вообще, держат руки за головой на затылке, стоя на коленях, подальше от рукояти меча. а лучше вообще меч держать в правой руке. деревянный. (хотя, вот, легендарный Миямото Мусаси, автор Пяти Колец, очень любил бить противников именно таким и 60 раз победил железные деревянным)
опять я о мечах...

не буду больше грузить, да и сил у меня не осталось сортировать цубы по стилям. просто наслаждайтесь...

много больших фото, но они того стоят

URL комментария

URL
2011-06-25 в 08:45 

Варря
Пишет Армада:
23.06.2011 в 23:55


последний зал - за занавесочкой, как занавесочки на входе в Ичираку, и это лучшая в городе раменная «зал эротики», а там...

читать дальше

на всякий пожарный: выгод не извлекаю, мечи принадлежат самураям, а самураи - мечам, все остальное принадлежит тем, кому принадлежит, и большое спасибо организаторам выставки! :heart:

URL комментария

URL
2011-08-07 в 22:31 

Варря
соберу сюда чужие фото

Старая версия выставки

фото

URL
   

главная